Пятница, 19.04.2024, 16:54 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Понятия Ландшафтного искусства-3

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

Небольшие по размеру элементы украшения садов. К ним

можно отнести скульптуры, вазы, вазоны, постаменты, обелиски,

скамьи, солнечные часы, поилки для птиц, трельяжные стенки,

различные опоры для вьющихся растений (трельяж), крупные

камни и т.п.

 

МАВРИТАНСКИЙ САД

Прототипом испанских садов служат Мавританские (мусульманские)

сады, где основным формообразующим элементом

является вода.

Водоем в мавританском саду с фонтаном (или без) строгих

симметричных форм расположен по оси внутреннего прямоугольного

двора, окруженного стенами. Ассортимент растительности

невелик из-за жаркого засушливого климата. Некоторые

растения — контейнерные (см. Контейнерные растения).

 

МАВРИТАНСКИЙ ГАЗОН

Площадка в саду, засеянная низкорослыми узколистными

травами и полевыми цветами. Мавританский газон не

подстригается, требует тщательного ухода и полива. Основной

ассортимент цветов в средней полосе России — маки,

калифорнийский мак (эшшольция), васильки, ромашки,

колокольчики и т.п.

 

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

В ландшафтном дизайне малые архитектурные формы являются

основным декоративным элементом, формирующим

облик сада и парка. К малым архитектурным формам относятся

скульптуры, фонтаны, искусственные водоемы, вазы,

контейнеры, перголы, небольшие садовые павильоны, трельяж-

ные стенки, садовая мебель, камины и другие атрибуты садового

и паркового украшения.

 

МАНГАЛ

(от турецкого mangal)

Металлический или керамический контейнер (чаще всего

кирпичный), отапливаемый углем. Служит для приготовления

мяса на открытом огне. Обычно устанавливается на открытых,

специально отведенных площадках зонах в саду.

 

МИКСБОРДЕР

(от английского «смешанный бордюр»)

Миксбордер может иметь правильную геометрическую

или неправильную в плане форму. Основной принцип раз-

мещения растений в бордюрах ярусность: если бордюр односторонний

(обозрение с одной стороны), то самые высокие

растения размещают по самому дальнему периметру от зрителя.

Если бордюр двусторонний, то самые высокие растения

должны размещаться в центре композиции. Растительность для

цветочного миксбордера подбирают по принципу непрерывности

цветения на протяжении периода весна—лето — осень.

Ассортимент цветущих растений состоит в основном из многолетников

(с включением однолетников). Существуют микс-

бордеры, составленные из смешанного ассортимента: декоративные

кустарники (лиственные, хвойные) с цветами или

чисто кустарниковые.

 

МНОГОЛЕТНИКИ

Растения, сохраняющие свои вегетативные качества в течение

нескольких лет за счет зимующих в грунте корней. Преимущества

перед летниками следующие: культура многолетников

более проста, т.к. летники требуют ежегодной подготовки

клумб и выращивания рассады в парниках и оранжереях.

Размножение многолетников осуществляется простым делением

кустов, что дает возможность быстро получать крупные

цветущие растения. У многих многолетников имеются подземные

стебли или корневища, с помощью которых они разрастаются

в ширину и образуют новые побеги. Многолетники,

используемые для оформления цветников в течение ряда лет,

можно подразделить на следующие группы:

цветущие многолетники,

луковичные многолетники,

лиственно-декоративные многолетники,

вьющиеся растения,

бордюрные и ковровые многолетники,

полезные декоративные растения,

декоративные дикорастущие растения,

водяные растения.

 

МОРОЗОСТОЙКИЕ И НЕМОРОЗОСТОЙКИЕ РАСТЕНИЯ

Для средней полосы России к морозостойким можно отнести

растения, выдерживающие зимнюю температуру до

—25 °С. Неморозостойкими считаются растения, предел зимних

морозов для которых равен —5 "С.

 

МОСТКИ

Элемент оформления искусственного или природного водоема.

Мостки могут быть конструктивно выполнены в виде

небольшого причала. Часто в виде мостков выполняют переход

с берега на берег над поверхностью неглубокой воды в

виде отдельно стоящих на опорах в воде платформ из дерева

и других материалов.

 

МОНАСТЫРСКИЙ САД

(от латинского herbularius)

В эпоху средневековья внутри стен монастырей устраивались

небольшие регулярные сады, служащие, в первую очередь,

утилитарным целям — питания и лечения обитателей монастыря.

В основном здесь были грядки с овощами и целебными

травами. По-видимому, некоторую часть монастырского

сада занимали декоративные растительные композиции, олицетворяющие

религиозные символы. Непременным атрибутом

этих композиций были:

1) розы, связанные с образом Девы Марии,

2) лилии — Благовещения,

3) терновник — страдания Христа.

 

МОЩЕНИЕ

Искусственное жесткое садовое покрытие. Материалы мощения

самые разнообразные. Необходимо при устройстве

мощения устраивать под него фундамент, который зависит

от тяжести плит, но толщина его не должна быть менее 10 см

(для всех видов жестких покрытий).

 

МЯГКОЕ САДОВОЕ ПОКРЫТИЕ

Считаются виды покрытий из материалов, и жестких природных

материалов (см. Жесткое садовое покрытие). К ним

относятся покрытия: травяные, газонные, трамбованной земли,

мульчи и т.п. мягких и сыпучих материалов.

 

НАБОРНО-ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ПАРТЕР

См. Кружевной партер

 

НАСЫПНОЙ ХОЛМ

(см. также Тумулюс)

Ландшафтный элемент крупных парковых композиций (в

основном пейзажных). Часто символизировал так называемую

мнимую гробницу, какой либо героической личности.

 

ОГИБНАЯ АЛЛЕЯ

См. Берсо.

 

ОГОРОД

(от латинского hortulus)

Сад трав и овощей. Огород, как специально выделенное

место в садах и парках, впервые был описан В.Страбо в первой

половине XIX века в поэме из 27 стихов (смысл поэмы —

благодарственный и уважительный взгляд на христианскую

цивилизацию). Понятие ≪огорода≫ перекликается с понятием

монастырский сад, теоретически и практически воплощенный

ранее в Европе в средние века.

 

ОДИНОЧНЫЕ ПОСАДКИ

Иногда в ландшафтной теории можно встретить термин

«солитерные посадки» — солитеры. Солитеры характерны

больше для живописных композиций ландшафта. Особенно

хороши крупные одиночные деревья на открытом простран-

стве стриженого луга. Размер солитеров прямо пропорционален

размеру открытого пространства, окружающего его. Вне-

больших садовых композициях солитером может служить один

или группа близко посаженных друг к другу травянистых или

цветущих растений.

 

ОСВЕЩЕНИЕ

Ночное освещение сада или парка может быть различно в

зависимости от требований эксплуатации. Существуют основные

приемы освещения: периметральное, внутреннее

равномерное, вдоль основных дорог, совмещенное, минимальное

(чисто утилитарное). Также существует отдельная

подсветка водоемов. Садовые осветительные приборы бывают

в основном трех типов: напольные, средней высоты (~1м)

и так называемые торшеры. На фасадах зданий устраивают

также бра, освещающие крыльца, входы, лестницы. Для освещения

особенно эффектных ландшафтных композиций используются

прожекторы, расположение которых диктуется

эстетической целесообразностью. При размещении в саду или

парке прожектора следует учитывать его слепящий эффект и

размещать в строго продуманных местах.

 

ОСУШЕНИЕ

Для осушения особо заболоченных территорий вырывались

каналы и канавы, пруды, искусственные водоемы. Хорошим

примером осушения низкой плоской заболоченной территории

является парк Кусково в Москве.

 

ОРАНЖЕРЕЯ

(от французского orangerie)

Остекленное  отапливаемое помещение, иногда в виде отдельно

стоящего павильона в саду для выращивания не зимующих

в открытом грунте растений.

 

ОРНАМЕНТ

(от латинского оrnarе украшать)

В садовом и парковом дизайне под орнаментом подразумевают

чаще всего цветочные композиции кружевных (вышитых)

партеров, клумб, плоскостных парадных композиций крупных

парковых сооружений, а также орнаментальные композиции

из декоративно-лиственных растений, создающие контрастные,

нюансные или иные сочетания с использованием цвета,

фактуры, структуры, геометрии и т.п.

 

ОТКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА ПЕЙЗАЖНЫХ САДОВ

Специфика ландшафтных композиций пейзажных парков и садов

предусматривает обязательное наличие открытых пространств.

В ландшафтных композициях они представлены полянами,

лужайкам, в большинстве случаев тщательно подстриженными.

К открытым пространствам пейзажных садов относятся

также крупные водные пространства — пруды, озера и т.п.

 

ПАВИЛЬОН САДОВЫЙ

Сооружение в саду или парке. В исторических садах павильоны

строились в виде ротонды, грота, эрмитажа, китайской

пагоды или китайского домика, оранжереи и различные постройки

в архитектурных стилях — голландские, готические домики,

псевдорусские избы и т.п. В современных некрупных

садах самый распространенный садовый павильон — беседка

или летний домик.

 

ПАЛИСАДНИК

Небольшое, огражденное забором место в саду, чаще всего

расположенное вблизи дома, при входе.

 

ПАРАПЕТ

(от итальянского parapetto, от греческого para вдоль,

возле и от латинского pectus — грудь)

Ограждение, высотой до 1 м, устраиваемое в опасных для

падения местах — на балконах, террасах, лестницах.

Парапет необходимо устраивать над высокими подпорными

стенами.

 

ПАРК

(от английского park)

Крупных размеров сад, спланированный специально для

отдыха, имеющий прогулочные дороги и аллеи, разнообразные

павильоны, насыщенный большим количеством разнообразных

архитектурных и природных элементов. Лесопарк, в

отличие от ландшафтного парка, более тяготеет к естественному

лесному ландшафту.

 

ПАРКОВОЕ СООРУЖЕНИЕ

К парковым сооружениям относятся возведенные искусственно

постройки и устройства, украшающие композицию:

павильоны, искусственные холмы, плотины, мосты, запруды,

причалы, каналы, канавы с укрепленными берегами, искусственные

водоемы крупные скульптурные группы, лестницы,

подпорные стены, пандусы, балюстрады и т.п.

 

ПАРТЕР

(от французского parterre)

Ландшафтное понятие партера было введено в теорию садово-

паркового искусства в XVII веке, когда возникли регулярные

парки. Партер — плоскостная композиция газонов и дорожек

парадной части парка вблизи основного здания (дворца или

дома).

Парадный партер — самый красивый и эффектный элемент

в системе партеров. Как правило, это (например, в регулярных

французских садах) вышитый или кружевной партер.

 

ПАТИО

(от итальянского внутренний дворик)

Этот элемент характерен для стран с жарким климатом.

Как правило — внутреннее огороженное стенами здания открытое

пространство, часто с водоемом, фонтаном место отдыха.

В настоящее время патио называют планировочное

пространство, огороженное иногда двумя и тремя стенами.

 

ПЕРГОЛА

(от итальянского — pergola)

Пергола — декоративный садовый павильон, часто служащий

для отдыха и защиты от солнца. Конструктивно отличается

от беседки отсутствием сплошной крыши. Материалом

перголы служат решетчатые реечные конструкции. Крыша

также реечная. Вьющиеся растения, высаженные по периметру

перголы, взбираются на кровлю, закрывая зеленью и цветами

стены и перекрытие перголы.

 

ПЕСТРОЛИСТНЫЕ РАСТЕНИЯ

Растения, в окраске листьев которых два или более цветов.

 

ПОИЛКА ДЛЯ ПТИЦ

Отдельно стоящая малая архитектурная форма в саду, выполненная

в виде неглубокой емкости, куда необходимо постоянно

подливать воду.

 

ПЛАНИРОВКА

Основная структура генерального плана ландшафтной композиции.

На первом этапе следует выбрать тип планировки геометрический

(регулярный), живописный, совмещенный,

абстрактный, эклектичный, а затем в зависимости от структуры

и стилистики дизайна, переходить к подробной дальнейшей

разработке проекта.

 

ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА

См. Планировка

 

ПЛОСКОСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Основное планировочное решение генплана. Исходными

элементами плоскостной ландшафтной композиции в геометрическом

стиле являются простые плоские фигуры: треугольник,

квадрат, прямоугольник, окружность, овал, шестиугольник,

восьмиугольник. Ландшафтная композиция, решенная в

свободной планировке, формируется плоскостями, ограниченными

плавными лекальными линиями.

 

ПЛОСКОСТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЛАНДШАФТНОЙ

КОМПОЗИЦИИ

Плоскостные элементы планировки являются основными

при разработке генплана, начиная от предварительного

эскиза зонирования, заканчивая готовой ландшафтной композицией.

К плоскостным элементам относятся открытые пространства

лугов, газонов, площадок, мощений, цветников, водоемов,

т.е. все элементы нижнего яруса композиции.

 

ПЕЙЗАЖ

(от французского pay sage)

Фрагмент природы, пространство, видимое с определенной

точки. Преобразованный природный пейзаж является

ландшафтным пейзажем, сделанным в натуре по определенному

замыслу, вызывает различные ощущения и настроения.

Пейзажи разделяются на виды (см. видовые точки, например

бель-вю), меньшие по пространству. Основа удачной

экспозиции всего пейзажа в целом зависит от удачного выбора

видовых точек в планировочной системе композиции.

 

ПОВТОРЕНИЕ

Повтор в композиции — один их составляющих ее общего

решения. Сходен с ритмом, где основу формы составляют

чередующиеся (не менее трех) элементы, отстоящие друг от

друга на равном расстоянии. В ландшафтном решении основу

повтора могут составлять симметричные элементы, две

или несколько тождественных схожих композиций, следующих

одна за другой или через некоторый интервал.

 

ПОДПОРНАЯ СТЕНКА

Как правило, выполненная из камня (натурального или

искусственного) стена, поддерживающая террасу, устроенную

на природном склоне. Подпорная стенка характерна для

садов на рельефе. Если стенка высока (более 30 см), то в одном

или нескольких ее местах если необходимо надо устроить

лестницу или пандус.

ПОСТАМЕНТ

(от латинского postamentum)

Подставка, подножие, колонна, служащая основой для

памятника. Может быть выполнена из любого материала. В

садах эпохи Классицизма наличие большого количества статуй

и памятников было обязательным (мифологические и

исторические герои, выдающиеся деятели и т.п.). Иногда

один постамент, например в виде фрагмента колонны, может

быть достаточно сильным эстетическим элементом ландшафтного

оформления сада в качестве малой архитектурной

формы.

 

ПОТАЕННЫЙ САД

(от итальянского giardino segreto)

Обычно примыкал к спальням или личным апартаментам

дворца или замка. Иногда устраивался в уединенных

частях сада, или в таких местах, которые было трудно сразу

обнаружить. Часто окружался стриженым кустарником или

стенами. Потаенный сад характерен для садов итальянского

Ренессанса.

ПОЧВА

Верхний слой земной коры. Основной питательный элемент

для роста растений. Верхний, самый питательный слой

почвы сравнительно невелик (в средней полосе России)

~20 см, Черноземье ~50 см. При благоустройстве территории

этот слой необходимо складировать отдельно от неплодородного

грунта (глина, песок) и затем использовать после

окончания строительных работ для устройства цветников,

газонов и посадок.

ПРЕКРАСНЫЙ ВИД

(от английского belt walk; от итальянского belvedere;

от французского belle vue)

Во всех данных терминах главное понятие — ≪прекрасный

≫ означает эффектный визуальный зрительный акцент,

в какой-либо ландшафтной композиции. Бельведер — красивый

вид — специально выбранные в парке точки, расположенный

либо непосредственно в самом саду или, например,

на балконе дома, от которых открывается наиболее эффектный

вид на ландшафтную композицию.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ В САДУ

Вынесенная на открытой воздух кухня с очагом, обычно

расположенная в зоне отдыха. Технологически эта зона оснащается

большим количеством разнообразных элементов:

мощеная или не мощеная площадка, садовая мебель, тенты,

навесы, и т.п. Очагом служат кострище (костер); переносной

или стационарный мангал, который еще называется барбе-

кю, камин, печь.

ПРИРОДНЫЙ ЛАНДШАФТ

Существует пять основных ландшафтных компонентов:

земная кора, воздух, вода, растительность и животный мир.

Человек (как шестой элемент) в этом списке также играет

171

немаловажную роль в формировании антропогенного (т.е. преобразованного)

ландшафта.

 

ПРОПОРЦИИ

(от латинского proportio соразмерность, определенное соотношение

частей между собой)

Наиболее известным пропорциональным отношением

является ≪золотое сечение≫. Теория пропорций возникла в

Древней Греции, а затем получила большое развитие в эпоху

Возрождения. В ландшафтных композициях любые планировочные

элементы должны находиться в строгих пропорциональных

отношениях.

 

РАБАТКА

Узкие и длинные цветочные грядки, расположенные по

бокам дорожек, с одной или двух сторон, или делящие дорогу

по центру, вдоль зданий, оград.

 

РАКОВИНА

Композиции из камней и раковин украшали как декоративный

мотив гроты и им подобные сооружения в виде парковых

павильонов в эпоху стиле.

 

РОКОКО

(от французского — rocaille)

В регулярных французских, а позднее в английских (пейзажных

садах.

 

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

При проектировании и строительстве ландшафтных

объектов растительный элемент пейзажа является основной

чертой, характеризующий ландшафтную композицию вследствие

постоянного изменения во времени. Все известные ландшафтные

композиции были до последней детали осуществле-

ны авторами в натуре (см., например, Павловский парк под

Санкт-Петербургом и Версальский парк под Парижем).

 

РОВ

Углубление, вырытое в земле, длинного протяжения. В

ландшафтных композициях ров часто устраивался по периметру

участка, особенно в ситуациях, когда уровень грунтовых

вод находился высоко, в целях частичного осушения участка.

В ландшафтной композиции ров часто носит характер декоративного

элемента (см. термин ≪ах-ах≫).

 

РОЗА ВЕТРОВ

График, на котором изображено распределение повторяемости

различных направлений ветра в данном месте Земли

или значений средних и максимальных скоростей ветра за

месяц, сезон, год и т.п. Имеет большое значение при проектировании

различных зон сада.

 

РОЗАРИЙ

Чистопородная ландшафтная композиция, состоящая, в данном

случае, исключительно из роз. Чистопородной группой

может так же служить, например сирениарий и т.п..

 

РОКАРИЙ

Каменистая ландшафтная композиция, обычно плоская (в

отличие от альпийской горки). Может состоять из валунов, сколов

гранитных пород и других каменных материалов, часто с

включением разнообразной растительности.

 

РОМАНТИЧЕСКИЙ САД

Семантика такого сада подразумевает всякое отсутствие

утилитарности. Такой сад должен нести идею бесполезной

созерцательности. Планировочно и ландшафтно-романтический

сад более всего тяготеет к итальянским виллам XVII—

XVIII веков, с присущими им элементами — лестницами,

скульптурами, мощением густо размещенной посадкой кра-

сивоцветущих и душистых растений, местами уединения,

декоративными водоемами и фонтанами.

 

РОТОНДА

Открытый садовый павильон.

Конструкция ротонды представляет собой круглый в плане

цоколь с расположенным по периметру четным количеством

колонн, которые поддерживают куполообразную

крышу.

 

РОЩА

Совокупность однородных по составу и возрасту насаждений,

образующих массив (берез, дубов, сосен и т.п.).

При искусственном создании этой формы насаждений

следует придерживаться естественного характера размещения

деревьев и выбирать породу в соответствии с почвенными

и климатическими условиями произрастания.

 

РУИНЫ

Иногда в парках пейзажного стиля перед архитектором

ставилась задача придать парковому сооружению вид давно существующей

и уже разрушенной временем постройки. Обычно

это были каменные сооружения, выполненные в формах

различных архитектурных стилей. Сразу после постройки эти

сооружения выглядели как бы разрушенными.

 

РУССКИЙ СТИЛЬ

В России русский стиль в XVIII—XIX веке в усадебных

композициях в основном заимствовался из ландшафтных

приемов западноевропейских садов Англии, Франции, Германии.

В настоящее время в России о русском стиле можно

говорить как о практически полной эклектике, т.е. смешении

разных стилей на одном пространстве.