Четверг, 25.04.2024, 03:52 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Понятия Ландшафтного искусства-4

САД

Сад — это участок земли, засаженный деревьями, кустами,

цветами. Одну из лучших характеристик сада дал Д.С.Лихачев:

≪Сад — это попытка создания идеального мира взаимоотношений

человека с природой≫. Сад представлялся как

в христианском, так и в мусульманском мире раем на земле,

≪Эдемом≫.

 

САД В СТИЛЕ МОДЕРН

Можно стилизовать сад в стиле модерн начала XX века,

выполнив соответствующую планировку — линии дорожек

должны быть плавные, изгибающиеся, чистые и четкие. Растений

не должно быть много, предпочтение отдано лианам.

Малые архитектурные формы в саду соответствующего стиля,

желательно из кованого металла и дерева.

 

САД НА КРЫШЕ

Один из элементов серии комнат на открытом воздухе, позволяющих

перенести часть жизненных функций человека за

пределы интерьера. Сады, устроенные на крышах сильно перегреваются

в солнечные летние дни. Это обстоятельство сильно

сужает ассортимент растений. Также угрозой для организации

сада на крыше может быть зимнее вымерзание. В странах

с жарким климатом организация садов на крышах приобретает

большое распространение. Сады на крышах могут быть

обширными по площади (до нескольких сот квадратных метров)

или небольшими, в соответствии с размерами здания.

 

САДОВЫЙ ПАВИЛЬОН

К садовым павильонам относятся архитектурные сооружения,

исполненные в разных стилях. Характерны для круп-

ных садов (пример Версаль, Павловский парк, Царицыно).

Садовый павильон предназначен для отдыха в саду, может

быть выполнен в виде постройки в честь какого-нибудь знаменательного

события или мифологической или исторической

личности.

 

САДЫ СЕМИРАМИДЫ

Одно из семи чудес света. Висячие сады Семирамиды являлись,

по-видимому, первым образом ≪садов на крыше≫, где

культивировались ампельные формы растений. В условиях жаркого

климата Африки для времен, уходящих от нас на тысячелетия,

такие сады являлись действительно выдающимся

произведением ландшафтного искусства.

 

САДОВАЯ УТВАРЬ

Элемент ландшафтного дизайна. Характерна для оформления,

стилизации сада в сельском духе: лейки, тележки, тачки,

ведра и т.п. то есть различные атрибуты ухода за садом.

 

САЛОНЫ САДОВО-ЦВЕТОЧНЫЕ

Впервые садово-цветочный салон или садовый праздник

как отдельно организованная выставка достижений садоводческого

и цветоводческого искусства произошел в Англии в

поместье Чезвик в 1829 году. С этого времени традиция организации

такого рода выставок продолжается ежегодно как в

Англии, так и во многих других странах мира.

СЕЛЬСКИЙ САД

При устройстве сельского сада следует разбить его на зоны:

палисадник, огород, цветник, сад плодовых деревьев и кустарников,

хозяйственная зона. Облик сельского сада должен

быть неприхотливым, естественным. Ассортимент растений

самый простой, состоящий из не сложных в уходе культур.

Актуально применять в качестве малых архитектурных форм

предметы сельского быта и садовую утварь.

 

СИМВОЛИКА САДА

Придание определенного характера композиции при помощи

неких элементов, несущих конкретную смысловую, знаковую

функцию. Говоря о символике сада, можно подразумевать,

что чаще всего в какой-нибудь элемент ландшафта

вложен литературный, мифологический, мистический, религиозный

или иной смысл.

 

СИММЕТРИЯ

Средство, обеспечивающее целостность объемно-пространственной

композиции.

Симметрия — закономерность расположения равных частей

объемно-пространственной формы относительно друг

друга.

Симметрия в ландшафтном проектировании подразумевает

зеркальное расположение элементов планировки относительно

некоей оси. Ярким примером симметрии могут служить

классические сады эпохи Барокко (Версаль). (См. Регулярные

сады, регулярный стиль).

 

СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН

Необходим при разработке генплана. На ситуационном

плане обозначены в масштабе границы участка с существующими

строениями, деревьями и кустарниками, дорогами и

коммуникациями. Также на ситуационном плане с помощью

горизонталей (условное сечение природного рельефа на равные

вертикальные отрезки, которые изображаются на плане

в виде волнистых линий с цифрами (отметками) отображающими

с превышение уровня рельефа местности относительно

нуля, т.е. уровня Балтийского моря (для России)).

 

СОВРЕМЕННЫЙ МОДЕРН (СТИЛЬ)

Основа планировки такого сада — четкость и лаконичность.

Открытые и занятые пространства здесь должны находиться

в строгой закономерности. Что зависит от качества планировки.

Обязательно присутствие партерного газона и каменного

или плиточного мощения. Цветники состоят из растений одного

вида, лаконично расположенных группами.

 

СОЛИТЕР

(См. также Одиночные посадки)

Солитер в ландшафтной композиции одиночное растение,

как правило, крупное, высокое. Например, солитером можно

называть одно старое крупное дерево, растущее на открытом

пространстве и ничем не загороженное. Также солитером

считается растение, являющиеся визуальным центром

ландшафтной композиции,благодаря своим внешним признакам,

например высотой или формой.

 

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

Малая архитектурная форма в саду. Требование к размещению

в саду солнечных часов — это открытое незатененное место.

Стилистически может подойти практически к любой

ландшафтной композиции.

 

СОЛНЦЕЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ

Для сухих и солнечных участков выбор представлен в основном

растениями из стран с жарким и сухим климатом.

Часто листья таких растений имеют восковидные листья или

колючки, которые есть ни что иное, как видоизмененные

листья (суккуленты).

Существуют и травянистые растения, хорошо адаптированные

к климату Средней полосы России. Яркий пример —

подсолнечник. Ассортимент подбирается по справочной литературе.

 

СПУСК К ВОДЕ

Форма и конструктивное решение спуска к воде во многом

зависит от стилистики сада. Например, романтическая

композиция может быть выполнена в естественном пейзажном

стиле, где будут сохранены природные ландшафтные формы,

такие, как заболоченные участки, дикие прибрежные

растения и т.п.

Для композиции, решенной з классическом стиле, уместнее

будет оформить спуск к воде в строгих геометрических формах

или в формах стилизации деталей и элементов той или

иной исторической эпохи (Рококо, Барокко, Классицизм).

 

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ САД

Стилизовать под средиземноморский сад можно небольшой

участок, желательно закрытый — хотя бы с одной стороны

стеной, выкрашенный в белый цвет.

Мощение кирпичное или иное терракотового цвета. Большое

количество керамических емкостей для средиземноморских

растений и суккулентов придаст саду соответствующий

облик.

СТЕНЫ

Вертикаль глухой стены ограды или строения в саду с горизонталью

открытого пространства газона, лужайки, создают

в саду сильный объемно-пространственный контраст. Это

надо всегда учитывать при планировке сада, особенно при решении

объемной композиции ландшафта.

Глухая стена может являться пространством для экспозиции

какого-либо интересного вьющегося растения.

Высокую глухую стену (особенно ограды) следует декорировать

посадками: это могут быть ритмичные ряды или группы

хвойных, лиственных, высоких цветов, лиан.

Низкая стена глухой ограды, примерно в уровне обычного

цоколя, может быть украшена контейнерными растениями.

 

Искусно выложенная из камней подпорная стенка является

одним их ярких элементов садового дизайна.

 

СТЕЛЮЩИЕСЯ РАСТЕНИЯ

Растения, образующие длинные побеги, наподобие лиан

не имеющие приспособления для вертикального роста. Таким

образом, из этих растений образуется густой напочвенный

покров, который часто подавляет рост сорняков. Существуют

солнцелюбивые и теневыносливые засухоустойчивые и

влаголюбивые растения. Их перечень широко представлен в

справочной литературе.

 

СТИЛИ

Говоря о стилях ландшафтной архитектуры, следует, прежде

всего, помнить, что в настоящее время выдержать сад в

каким-либо определенном стиле практически невозможно.

Поэтому здесь речь может идти лишь о стилизации под определенную

историческую эпоху и о типах садов.

Устойчивые понятия садов в ниже перечисленных стилях относятся

к английским пейзажным паркам (эпоха Классицизма,

Романтизма, Викторианская), к французскому регулярному парку

эпохи Барокко, Рококо, Классицизма. Почти чистым по стилю

можно считать монастырские сады Европы средних веков.

Маленький сад можно выполнить в японском стиле, хотя

эта эстетика не так характерна для России.

В настоящее время стилизация садов имеет следующие

основные тенденции: романтический сад; сад в стиле модерн;

средиземноморский сад; современный модерн; голландский сад; испанский

сад; сельский сад; водный сад; городской сад.

 

СУБТРОПИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ

Композиция из растений, происходящих в основном из

стран Средиземноморья. В климате средней полосы эти неморозостойкие

растения выставляются как контейнерные в

садовых композициях, в основном тяготеющих к испанскому

и средиземноморскому саду.

 

ТЕНИСТЫЙ САД

Одна из разновидностей декоративного сада. Тенистый

сад — пространство, большая часть площади которого практически

весь световой день находится в тени, образуемой густо

растущими высокими деревьями и кустарниками. Еще это

может быть небольшой сад, находящийся в тени от дома, когда

участок расположен с севера. Из травянистых растений рекомендуется

сажать тенелюбивые и теневыносливые.

 

ТЕНЕВЫНОСЛИВЫЕ И ТЕНЕЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ

Растения, которые рекомендуется сажать в тенистых садах

на лесных участках, затененных деревьями и кустарниками.

Наиболее распространенный вид таких растений — папоротники.

Существует большое количество растений с такими же

ботаническими особенностями, о которых достаточно информации

можно почерпнуть в справочной литературе.

ТЕПЛИЦА, ПАРНИК

Небольшая оранжерея, отдельно стоящее в саду сооружение,

имеющее остекленные или пленочные стены и крышу

для выращивания теплолюбивых растений и рассады.

 

ТЕРРАСА

(от французского — terrasse)

Приподнятая над уровнем земли площадка. Террасой также

называется крытая пристройка к дому. В ландшафтном

дизайне террасирование территории с организацией подпорных

стенок актуально на природных склонах. Терраса на склоне

— горизонтальный участок, ограниченный вертикальными

подпорными стенами. Большое количество террас напоминают

лестницу на природном склоне.

ТРЕЛЬЯЖ

(от французского trelliage решетка, шпалера)

Решетчатые сооружения, расположенные обычно вдоль

дорог. Изготавливались из крестообразно сбитых реек. Часто

служил соединительным элементом между павильонами

парка. Д'Арженвиль использовал такой прием, как «Берсо де

трельяж»(Berceau de trelliage) в Версальском парке, обозначающий

комбинацию из двух сооружений: берсо и трельяж

(стенка из решетки).

 

ТОПИАРНАЯ СТРИЖКА

(от латинского topiary искусство фигурной стрижки

деревьев)

Впервые такая стрижка описана в трактате по садоводству

Плинием Старшим. Топиарная стрижка получила особенное

распространение в садах Ренессанса и Барокко, когда кронам

деревьев придавались причудливые и изощренные формы.

В современном ландшафтном дизайне топиарная стрижка

также не теряет своей актуальности.

 

ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ

Травянистые растения, у которых надземная часть осенью

отмирает, а весной возобновляется.

 

ТРАВЯНОЙ ПАРТЕР

См. Английский партер

ТУМУЛЮС

(от латинского — tumulus)

(См. также Насыпной холм)

Искусственный холм в классической античности. В пейзажных

садах использовался для придания сентиментального

характера ландшафтной композиции (например, — холм пар-

ка Браниц). Иногда такое сооружение называлось ≪одинокая

могила≫, ≪могила героя≫.

ТУННЕЛЬ

Плотно закрытый вьющейся зеленью арочный проход,

типа «берсо». Имитирует темный подземный или подводный

прокопанный проход.

Актуально устраивать небольшие туннели на детских площадках.

 

УЗЛОВОЙ САД ≪КНОТ≫

Один из разновидностей партеров.

Узоры образуют низко подстриженные кустарники, сплетенные

в виде кельтского орнамента, похожего на вязаный

(≪косы≫, ≪халы≫ и т.п.). Пространства между узорами заполняются

цветущими растениями, песком, гравием, толченым

углем.

 

УСАДЬБА (ПОМЕСТЬЕ)

Сбалансированный комплекс для загородного проживания,

в состав которого входили следующие элементы: архитектурные

— дом, подсобные помещения, хозяйственные и

декоративные постройки; ландшафтные — сад, огород, цветники,

если поместье крупное — луга для сельскохозяйственных

и животноводческих целей.

 

ФОЛЛИ

См. Каприз

 

ФОНТАН

(от итальянского fontana; от латинского —fons,fontis

источник)

Струя воды, льющаяся в виде источника из отверстия в

вертикальной стене или направленная вверх под давлением.

Фонтаны имеют множество вариантов архитектурного обрамления.

 

ФОРМА

Форма в объемно-пространственной композиции характеризуется

такими категориями, как массивность, фактура,

текстура, структура, цвет.

Совокупность приемов и изобразительных средств художественного

произведения. В ландшафтном дизайне важное

в смысле понятия формы имеют практически все его элементы,

начиная от формы участка, кончая самыми мелкими его

деталями. Исходными элементами объемно-пространственной

композиции являются простые формы: шар, куб, конус,

цилиндр, параллелепипед. Эти формы структурно монолитны.

 

ФОРМАЛЬНО-ЖИВОПИСНЫЙ ПРИНЦИП

Этот принцип основан на подборе ассортимента для новых

насаждений. Характерен для крупных массивов парков и лесопарков

по признаку ботанической совместимости, который не

должен рассматриваться обособленно от рельефа и воды.

 

ФОРМАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА

Присуща геометрическим (регулярным) садам. В теориях современных

западноевропейских авторов в области ландшафтного

дизайна формальной планировкой называют планировочное

решение территории в геометрических формах, представленных

в виде прямоугольников, шестиугольников,

восьмиугольников, окружностей, а также всех элементов, решенных

в структурах симметрии.

ФРАНЦУЗСКИЙ РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК

См. Геометрический сад

 

Xолм

В природном ландшафте небольшая отлогая горка. В пейзажных

парках иногда устраивались искусственные холмы (см.

Тумулюс).

 

ЦВЕТНИКИ

Ландшафтные фрагменты в саду, состоящие в основном

только из цветущих растений. К ним относятся: клумбы рабатки,

бордюры (цветочные).

 

ЦВЕТОЧНЫЕ АРАНЖИРОВКИ

Цветочные аранжировки—декоративное украшение цветочными

и флористическими элементами того или иного

объекта. Например, в Древней Греции — украшение мифологических

скульптур венками.

В современном дизайне — оформление входа в здание с

честь праздничного события цветочными гирляндами, венками

и букетами, декорирование трельяжных стен павильона в

парке искусственными вьющимися растениями и т.п.

 

ЧИСТОПОРОДНЫЕ ГРУППЫ

Совокупность растений в ландшафтной композиции, относящиеся

к одному виду или семейству (см., например, Розарий).

 

ШАБЛОН

В ландшафтном дизайне шаблоны применяют при разбивке

в сад у плоскостных композиций. Чаще всего шаблон используют

при разбивке таких декоративных композиций, как кружевной

партер.

Элементы партера вычерчиваются на бумаге или картоне

в натуральную величину, затем при помощи различных технических

приемов переносятся на плоскость земли (тщательно

подготовленную).

 

«ШИНУАЗРИ»

(от французского chinoiserie ≪китайщина≫)

С XVIII века китайские товары начали поступать в Европу.

Эстетика Востока ассоциировалась с радостным и светлым

мировосприятием. В XVIII веке эта эстетика интегрировалась

в искусство Рококо сначала во Францию, Англию,

затем в Германию. Китайские павильоны и пагоды, а также

малые архитектурные формы сада были популярны особенно

в пейзажных садах.

 

ШПАЛЕРА

В ландшафтном искусстве шпалера это — ряд кустов или

деревьев, обязательно стриженных, плотно посаженных, образующих

плотную стену, расположенных вдоль аллей и дорог

парка. Первоначально шпалерами называлась наружная

сторона боскета.

 

ШТАМБОВАЯ ФОРМА

Характеризуется соединением (прививкой) на один ствол

двух видов растений — дерева и куста. В ландшафтных композициях

очень декоративна, может играть роль солитерногорастения,

например, штамбовая роза, ива козья, косточковые и т.п.

 

ЭКЗОТИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ

(от греческого exotikos внешний)

Растения, привезенные из стран, далеко находящихся от

местности, где они в данный момент культивируются. Экзотическими

можно назвать растения особенно необычных

форм, ботанических особенностей и способов ухода за ними.

Например, для африканского континента экзотическим растением

будет являться яблоня.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ОРНАМЕНТА ПАРТЕРА

См. Кружевной партер

 

ЭРМИТАЖ

(от французского hermitage уединенное место)

Садовый павильон, характерный для барочных садов. Обычно

имел вид небольшого дома хижины или грота. Служил

местом уединения и отдыха.

 

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ САДЫ

(от греческого ethnos племя)

Этнографический сад может являться примером стилизации

садового дизайна, представленного в виде оформления

и решения пространства сада в этнографических формах (в

виде растений и предметов бытовой среды) различных народностей

Земли, отражающих быт, нравы, материальную, общественную

и духовную культуру.

 

ЯПОНСКИЙ САД

Для европейского ландшафтного дизайна (если сад довольно

крупных размеров) целиком сделать сад в японском стиле

весьма проблематично, здесь может идти речи только о небольшом

участке. И в том случае, если хозяин склонен предпочитать

эстетику Дальнего Востока всем остальным стилям.

Символизм и философия японской культуры, в особенности

японских садов, очень сложен и многогранен, поэтому при

создании японского сада в Европе можно ограничиться лишь

внешними атрибутами: бонсай, камни, гравий, вода (текущая)

или ее имитация, мостики, фонари, беседки, и т.п. Все

должно быть небольших (даже минимальных) размеров.

 

ЯРУС

Ярусность в ландшафтном дизайне существует как в цветочных

композициях, так и в дендрологических. Условно любую

композицию можно разделить на три яруса — нижний,

находящийся почти в уровне земли, средний, на уровне глаз

зрителя, и верхний, выше линии горизонта.